Алексей Екс о фестивале «КиВиН-2018»

Недавно Алексей Екс, известный кавээнщик из Красноярска опубликовал статью, которую посвятил XXIX Международному Сочинскому фестивалю команд КВН. Редакция сайта kras-kvn не смогли пройти мимо. Это яркие события фестиваля, шутки и просто моменты, которые запомнились Алексею Ексу. А еще ценные советы, как команде дойти до своей цели.

Публикуем статью, орфография и пунктуация автора соблюдены.

КиВиН-2018: что это было?

«Дорогие дамы и те, кто действительно разбирается в КВНе…»

«Театр уральского зрителя», из невошедшего никуда

«Предлагаю взять в Премьер-лигу 180 команд. Тогда в финале будет всего 24, и мы сможем сразу сформировать состав Высшей лиги».

«Электрошок», Санкт-Петербург

Это был уникальный фестиваль! Теперь по порядку.

КиВиНотавр-2018

Да простят меня люди пишущие-играющие-в лиги попадающие, главное событие фестиваля сотворили вовсе не они, а режиссёр фильма «КВНщики» Илья Аксёнов и продюсер Влад Малышев. Два часа «годного видеоконтента» — фильм о КВНщиках, по ощущениям многих очень близкий к тому, как на самом деле всё происходит. По итогам фестивальной премьеры я бы сказал, что «Сега Мега Драйв 16 бит» вернулась не хуже «Вятки». И думаю, что в будущем 29-й сочинский будет «тем самым фестивалем, когда…» вышел фильм «КВНщики»… вернулась «Вятка» и ушли «Радио свобода».

Мои впечатления о фильме — смесь ностальгии и некоторой опаски, ушедшей после 15-20 минут просмотра. Ностальгия потому что всё, что есть в фильме, так или иначе было в моей КВНовской жизни (кроме наркотиков и попытки суицида, но и в этом есть своя правда). И бегали мы по универу как неприкаянные в поисках аудитории, и ссорились много по тупому, и выпивали, и деньги искали не пойми как, «и в 16 рожали, и в 17 рожали»… А когда честно и не чернушно, это всегда хорошо. Говорят, изначально картина была более критической к КВНу, но, как и в жизни, авторы решили оставить своим героям надежду. Тем более, что у многих мечты в этом самом Сочи всё-таки сбываются. Впрочем, может быть в будущем нас ждёт какая-то расширенная версия, хотя и так классно. На вопрос из финального монолога было очень интересно отвечать самому себе даже приехав в Сочи в 19-й раз.

Схема смеха

И коль скоро тема киноискусства была затронута нами в полной мере, ничтоже сумняшеся перейдём к обсуждению собственно фестиваля. Помимо непривычно ранних сроков проведения изменился и порядок выступления команд в первом туре. Если раньше мы шли от трёхминутного «планктона» дебютантов к сияющим вершинам команд телевизионных лиг, то в этом году команды Вышки и Премьерки радовали нас в первый же день. Лично у меня была боязнь того, что телекоманды с ходу зададут высочайшую планку юмора и другим участникам будет тяжело ей соответствовать. Но такого не произошло — многие известные коллективы выступили либо в тишину либо с внутряковым или сырым материалом. Да и каким могло быть кавээновское выступление 5 января? Зато мы увидели такие шутки как «Случай в Ватикане» от РУДН University. God knows, может быть и до эфира шутка доживёт. Вопрос в каком проекте и на каком канале.

Идея показа претендентов на гала-концерт в первый день кажется мне очень удачной и технологичной. Есть время дописаться ко второму туру, редакторам лиг остаётся достаточно времени для вечернего просмотра команд, сразу ясно какие темы претендуют на звание шаблонов фестиваля. Естественно, в каждой схеме есть свои нюансы — пятёрка финалистов Премьерки несколько дней ваяла общее выступление ко второму туру и оно получилось довольно весёлым, но его величество хронометраж заставил ребят ещё разок почитать рэп… В общем, давайте считать эту ситуацию из серии «рука-лицо» дэбом. Когда тебя в Вышку берут, можно и четыре Премьерочных строки зачитать по старой памяти. Кто знает, как оно сложится: порой ты думаешь, что Премьерка — твоё прошлое, а она внезапно оказывается твоим будущим.

Онлайношная фестиваля

С каждым годом фестиваль всё больше и больше уходит в онлайн. В какой-то момент я даже задумался, стоит ли продолжать свой онлайн в инстаграме , потому что информации в формате «фотография команды — 2-3 шутки» в сети было предостаточно. В этом году решил уж коли начал, то надо продолжать, на следующий год это для меня большой вопрос. Очень много на фестивале и видеоблогеров — наговорить свои эмоции на камеру гораздо проще и современнее, чем чего-то там писать. Официальный дневник фестиваля всё меньше похож на официальный и всё меньше похож на дневник, скорее на тест-драйв разных популярных форматов с участием КВНщиков. Лично мне хотелось видеть больше живых моментов из фестивальной жизни, чем таких «минипередач». Впрочем, блогеров и так было более чем достаточно — «Байкальская гнильга», «Лютая студия», «Наша лига», Никита Андриенко, даже Дмитрий Кравченко и тот додонатил до «Дайнера»… Плюс Крафти, Денис Косяков и прочая, прочая, прочая… Плюс все команды естественно делают собственные видеоотчёты хотя бы формата «вот мы в самолёте/поезде, вот мы на пирсе/вот мы в просмотровом/вот нас во второй тур объявили/вот мы скачем в «Хрустальном»/вот поймали Азамата в очереди за сосисками«. Литературоведов у нас до фига и больше, а вот с литературой проблемы. Хотя, и литературоведения толком нет, потому что есть лишь фиксация момента, даже критика, но практически без анализа. Анализ только у «бабушки» Ворона. 🙂

Тяжкая долька редактора

Если актёры прошлых лет боялись получить из зала тухлым яйцом или помидором, на этом фестивале квнщики больше всего страшились мандарина в Телеграме Дмитрия Шпенькова. Большой человеческий лайк летит в адрес Димы за его продуктивность — успевал и отметить лучшие шутки команд, и сфотографировать выступающих, и дать оценку в интернете… видимо, и в редакторском блокноте успевал какие-то пометки делать. В былые годы поймать редактора Высшей лиги за рукав в коридоре и спросить «ну как мы вам?» было большой КВНовской удачей. Ещё удачнее если редактор помнил ваше выступление и был в нужном расположении духа, но так везло совсем уж избранным. В 2018-м году пожалуйста — заходи в Телеграм и читай как вы ему. Кстати, количество подписчиков каналов «КиВиН-2018», «Так, стоп!» и канала Дмитрия Шпенькова к середине фестиваля практически сравнялось и остановилось около отметки плюс-минус 4000 подписчиков. Пожалуй, это почти все, кто на фестивале мог держать в руках смартфон и хоть немного шарил в Телеграме.

В итоге после двух туров Дима отметил три тренда: засилье рэпа (привет в том числе и сборной Премьер-лиги? — шутка), большое количество полных девушек на сцене и перебор с командами в стиле «мы из села или маленького плохого провинциального городка». Также по мнению редактора на фестивальной сцене не хватало личностей и оригинальных идей. В общем, если у вас команда дородных селянок читающих рэп, сто раз подумайте над своим концептом к 30-му фестивалю. Может быть, стоит что-то поменять.

Прогулка в тени мандариновой рощи

Размышляя над этими наблюдениями, я пришёл к выводу, что КВН во многом и является игрой людей, которые чем-то недовольны, которым чего-то не хватает. Если ты из провинции и имеешь талант и толику наглости, то тебе прямая дорога в КВН — доказывай что не хуже других! Если ты тощий или толстый, слишком длинный или слишком мелкий, то сцена КВН — прекрасное место для того, чтобы твои недостатки обернулись достоинством и спрятались за вежливым словосочетанием «интересная фактура». Азиаты, которые как заметила «Вятка», «наконец-то закончились у Александра Васильевича» посредством КВН доказывают, что не хуже русских играют на российском ТВ с российскими командами, это тоже важная составляющая стремления играть в КВН. Команда «НАТЕ» не зря устами «Валдиса» напомнила, что в КВН может играть кто угодно. И благополучные мальчики и девочки из столицы должны поступать как Иван Абрамов из МГИМО — брать себе в команду недоигравших, с огоньком в глазах из самых разных городов, потому что в КВНе можно изобразить всё, кроме искреннего желания играть и побеждать. Так что, читайте рэп, толстые девочки из Богом забытых сёл, только делайте это оригинально!

Недостаток оригинальности — беда в принципе всего массового творчества в России. Проблески есть, им даже Дудь передачу посвятил, но в целом после того, как посредством ютуба и интернет-ТВ мы попали из своей постсоветской инфолужи в мировой океан, фразу «это было у ХАИ» заменила фраза «это было в «Симпсонах». Миллионы молодых людей начинают осознанную медиажизнь с просмотра рейтинговых фильмов и шоу, а наших там мало. Низкие оценки «КиноПоиска» и цифры просмотров никаким пресс-релизом не прикроешь, так что теперь мы за всё хорошее… далее по тексту. К тому же, молодыми умами прочно овладела идея индивидуального успеха, а это прежде всего зарабатывание денег вместо многолетних командных юмористических игр с неявным результатом. А безграничные возможности интернета, а захвативший всё от баров до телешоу стендап, а миллион других интересных занятий, которых в помине не было 5-10 лет назад… О том, какие преимущества КВН удержат его в той или иной форме даже в насквозь цифровом будущем, я хочу написать отдельно, это безумно интересная тема.

Тренд на самоподрыв

Хотелось бы обратить внимание на ещё один тренд, отмечаемый многими в онлайнах. «Финальный», «опорный», «центровой» и даже «якорный» — как только ни называют в КВНе главный номер выступления. На прошедшем фестивале краеугольный камень довольно часто становился для команд камнем на шее и топил концовку приветствия в мутной жиже редких аплодисментов. Почему так происходит? Почему бодрое начало и набор коротышей более-менее удаются многим, а номер далеко не все тянут? Потому что именно в этой полутора-двухминутной форме обязательно нужна драматургия. Если миниатюру можно оборвать на самом смешном моменте (шутка состоялась) и прикрыть отбивкой, подпереть фразой-костыликом («а ну иди сюда!» «я буду жаловаться!» «что вы себе позволяете!»), то с номером, извините, такой номер не пройдёт. Как пишется правильный финальный номер? Берётся уникальное преимущество команды и доводится до какой-то кульминации. У «Нате» это семейная парочка, у «Морской академии» — участие Германа Иванова, у «Михаила Дудикова» — фриковые папа и сын в новой ситуации военкомата. Если такого уникального преимущества нет, то команде часто нечем начать выступление и нечем его закончить. Как раз это высмеивала на фестивале сборная миномётчиков (Команда КВН «Пистолет» — заряжены на сезон! Привязка просто к названию). Ничего плохого в такой стадии творческого развития нет, но её надо проходить как можно быстрее. Честно взгляните на своё творчество — если вы команда малых форм, то работайте ими до коды. Три хороших миниатюры лучше, чем средненький номер ради номера.

Естественно, тут тоже возможно читерство. Например, можно напулять в зал коротышей и недодлинов, а в конце для обеспечения кульминации спеть песню про свой край, но этот ЧИТерский ход уже занят. Ищите свой.

Вера в схему

Команды находятся на разных стадиях своего развития и вот что я заметил: между трёхминутной непосредственностью, которая один раз из десяти всё-таки радует и чуть более опытной посредственностью есть один капкан — вера в какую-то схему. Это может быть пресловутый «Так, стоп!» или что-то иное, но это всегда вопиюще вторично. Такой подход может работать в межфаке, регионалке или другой лиге с не очень высокой конкуренцией, где порой сам факт наличия вашей команды «в обойме» уже радует организаторов и вы их в таком формате устраиваете. Для Сочи и для дальнейшего роста это совершенно не подходит! Это всё равно что дворовой футбольной команде выйти играть в чемпионате России в майках сборной Аргентины. Вы, конечно, будете чем-то похожи, но сборной Аргентины от этого не станете. Ищите свой образ с самого начала! «Плюшки» ещё в 2014 году приехали в «Балтику» практически в своём нынешнем формате, и очень многие шутки с тех времён дожили до телевизионных лиг. Быть оригинальными с самого начала, сделать это главной задачей — вот правильный, хоть и очень трудный путь. Единственное хорошее, что вы сделаете для КВНа повторяя старые схемы — это поможете быстрее их похоронить как надоевшие. Но этого ли вы хотите?

Ловушка для обезьянок или как ошибаются опытные

Почему слетели многие статусные и на что-то претендующие команды? Во многом потому, что попали в ловушку своего результата. У КВНа, как и у нашего с вами зрения, есть некое «слепое пятно», зона риска. Начинается она где-то в районе полуфинала-финала Международной лиги, проходит через четверти-полуфиналы Первой, Премьерки и доходит аж до полуфиналов Высшей лиги. Команды, добившиеся этих результатов, безусловно, если не гениальны, то лучше многих, и начинают оценивать свой результат как успех, который как бы предполагает последующее движение вверх. А на фестивале всё обнуляется. Сюда даже «Спарта» приехала чемпионами Высшей лиги ПРОШЛОГО года. Если вы второй, третий, а то и четвёртый раз выходите на сочинскую сцену не особо меняясь, а ваше движение по лигам идёт в режиме не «вверх», а «туда-сюда», то второй фестиваль такой «болтанки» ошибки ещё простит, а вот третий уже очень вероятно что нет. Помните историю о том, как в Африке ловят обезьянок? Выкапывают узкую ямку, на дно которой кладут орехи. Обезьянка засовывает лапку в ямку и хватает орехи. Теперь кулак не даёт вытащить лапку из ямки, а инстинкт жадности не даёт разжать кулак и отпустить орехи. Обезьянка поймана. Докажите, что годы эволюции прошли не зря, учитесь отпускать орехи.

Фестиваль — единое тысячеголовое и тысячерукое явление, некий общий процесс, он всегда контекстуален и всегда в изрядной степени непредсказуем. Если вы не определяете какой-то тренд или микротренд, то есть большой риск оказаться на обочине всеми нами любимого явления. Фестиваль как капризный ребёнок постоянно требует нового и впадает в восторг когда ему это новое дают. Если вы раз за разом не можете дать новое… ребёнок возьмёт другую игрушку, ведь у него 468 игрушек из 160 городов.

Что же делать?

Всё, что происходит на фестивале — это школа КВН! Первое и главное:приехали на фестиваль — посмотрите его! Договоритесь — первые полдня в просмотровый идут одни участники команды, вторые полдня — другие. За вас ваш опыт никто не получит! Не прохлюпайте хинкалями в «Белых ночах» своё светлое КВНовское будущее!

Мой первый фестиваль был в 1999 году, я приехал в качестве молодого автора и команда сказала мне: «везде ходить, всё смотреть!» Я точно знаю, что в тот год выступала 191 команда, и то, что весь этот праздник юмора можно высидеть на ступеньках.

Второе: ставьте цели! Некоторые из них можно даже озвучить со сцены в своём выступлении. Естественно, в юмористической форме. Если вы приехали с невнятными целями, вы уедете с невнятными результатами! Цели могут быть самые разные — и командные, и личные. Директору команды хорошо бы пообщаться с директорами других команд, звукооператору — с другими звукооператорами, мужским командам — с женскими и так далее. В нетворкинге есть понятие «сила слабых связей». Десятки раз было: раздаётся звонок «Помнишь, мы пару лет назад в Сочи пересекались?» И дальше начинались какие-то интересные дела.

Третье: тусуйтесь, но не стусовывайтесь. Фестиваль — это весело, шумно, пьяно и увлекательно. В каждой команде есть люди, которые самозабвенно плещутся в синих ямах, есть даже целые такие команды. Как сделать так, чтобы всё это не победило ваш коллектив? Есть очень простой психологический ход: с самого начала установить чёткие границы «начала веселья» и «окончания веселья». Если КВНщик знает, что сутки после выступления полностью в его распоряжении, к выступлению он будет готовиться вполне адекватно. Если же команда в Сочи впервые и даже в самом рабочем режиме глаза глядят на окружающие радости, можно с этих радостей и начать. Заселились? Сгоняйте на рынок, погуляйте у моря, без фанатизма посидите вечером командой с вином и мандаринами (после небольшой репетиции, естественно). Психологически это очень помогает настроиться на работу без ощущения того, что жизнь проходит мимо. В мудрых компаниях новогодний корпоратив всегда устраивают перед рабочим днём 🙂

Краткие итоги

Обо всём рассказать не получится, да и нет такой задачи, поэтому далее просто небольшие «кляксы».

Итоги телеверсии гала-концерта беспрецедентно гуманны — чемпион и вице-чемпион Вышки планово ушли в Долину смеха, «Газпром нефть» просилась не в Вышку, «Михаил Дудиков» были очень довольны Премьеркой, Сочи и Питер добрали из комнаты ожидания… В итоге по эфиру вылетел только Калининград. Богдан, меняй имя! Шутка. (Хотя, в шоу-бизнесе имя многое значит. После Аллы Борисовны и Маша Распутина и Валерия выступают под псевдонимами, хотя обе они на самом деле Аллы). Из эфира ушли не попавшие в Вышку «Мега» и «Проигрыватель», «Мега» продолжит сезон в Премьерке, «Проигрыватель» — видимо, это творческий отпуск.

Главный выброс фестивального настроения в атмосферу — выступление команды КВН «Радио Свобода» во втором туре. И дело не в том, что начали с курения, а закончили в стиле «ну это же водочка», дело в искренности эмоций. Дембель удался!

Команде КВН «Вятка» по итогам показа в первом туре присваивается почётное звание «Команда-депо». Потому что 13 паровозов это уже целое депо! Впервые подобную реакцию я видел в 1999 году на «Уральских пельменях». Но, как и тогда с «Пельменями» от тура к туру реакция становилась чуть более сдержанной. Тем не менее, мы это видели, и спасибо за это «Вятке»! Вполне уверенно вернулись и «Борцы» из Сургута, но это было более ожиданное возвращение после двух успешных стартов в 2017-м.

Отмечу сборную Великобритании — пожалуй, впервые в Высшей лиге будет играть команда, номинально представляющая не постсоветское пространство, а дальнее зарубежье. Да, в составе Сборной Прибалтики были ребята из Германии, но как часть прибалтийской сборной. А игры с США и Израилем это всё-таки спецпроекты. Иран, Португалия и та же Германия были всё-таки только на фестивалях в Сочи и Юрмале. Так что welcome, UK!

Раз уж заговорили об Англии, как не вспомнить команду «Рыцари короля Артура»? Собака с табличкой «конь», оригинальный имидж и костюмы — это тоже часть фестиваля. В списке разнонаправленных «взрывов» фестиваля и пенсионеры, и инвалиды, и команды мам, и монокоманды, и миномётчики, и куча разного внутряка, который мы все так любим… В этом плане фестиваль ты молодец, что никого не захлопал, а одной молодой команде с не очень сильным выступлением даже подпевал отбивку «Здесь так красиво, я перестаю дышать», сделав шоу из ничего. Ну и «Дигибен» звучал в последний раз… 🙂

Сборная вузов Чеченской республики — ну вот мы и дожили, господа! Тон интеллекта и самоиронии на фестивале задаёт команда из Чечни.

Случай из жизни: иду по «Жемчужине», вижу в холле на диванчике сидит известный квнщик в обнимку с девушкой и что-то ей рассказывает. Почему бы и нет? Но рядом на краю диванчика сидит вторая девушка и с нетерпением смотрит на того же кавээнщика — блин, да к нему очередь! Хорошо когда человек интересный рассказчик, правда? :)))

На 29-м международном сбылась мечта многих поколений. Я вот сколько в Сочи ездил столько и слышал разгон «а давайте второй взнос заплатим и два раза выступим». Команда «G-Drive», не знаю кто именно это предложил, но спасибо за то, что это хоть кто-то сделал!

P.S. Совсем грустными для всего КВН получились финальная точка фестиваля и первая же постфестивальная новость. Ушли из жизни два КВНщика — капитан легендарной команды КВН НГУ Владимир Дуда и участник одной из самых популярных команд клуба «НАТЕ» Сергей Баленко… Оба безвременно и неожиданно. Берегите друг друга, друзья! Желаю всем увидеться на юбилейном, 30-м фестивале «КиВиН-2019».

 

Оригинальная версия на странице Алексея Екса. ЖМИ
Страница Алексея Екса во «ВКонтакте». ЖМИ
Страница Алексея Екса в Instagram. ЖМИ

Предыдущая запись
Результаты II тура международного сочинского фестиваля «КиВиН-2018»
Следующая запись
XX Юбилейный сезон «Азии»: 5 причин для команд и для зрителя

Похожие записи